Методика набора юных спортсменов в секцию спортивной радиопеленгации
Зеленский Константин Григорьевич,
кандидат педагогических наук,
заслуженный тренер РСФСР,
заслуженный мастер спорта
Особенности набора в секцию спортивной радиопеленгации
К набору в секцию спортивной радиопеленгации (СРП) следует относиться серьезно и готовиться очень тщательно, так как успех в работе каждого тренера во многом зависит от качества набора новичков.
Набор целесообразно начинать с 10-12 лет. Эта, на первый взгляд, простая задача значительно усложняется тем, что в 10-14- летнем возрасте детей отличают различные темпы биологического развития организма. Одни дети начинают бурно развиваться в 10-11 лет, а некоторые – только в 14-15. Все изменения, происходящие в растущем организме ребенка, отражаются на его спортивных результатах, показанных на соревнованиях, а также на результатах контрольных тестов. Заметно существенное различие в темпах естественного роста организма у девочек и мальчиков: девочки, как правило, начинают развиваться раньше мальчиков. Это наглядно демонстрируют результаты, показанные ими в первые 2-3 года. Результаты девочек не уступают результатам мальчиков и даже часто превосходят.
Учитывая это, а также специфику СРП, простые контрольные тесты по физической подготовке, проведенные во время набора детей, не могут говорить в достаточной степени о пригодности юного спортсмена к занятиям СРП. Так, дети, имеющие в момент набора в секцию повышенные темпы роста организма, за счет своих физических данных могут несколько превосходить в поиске радиопередатчиков (РП) своих сверстников. Но в дальнейшем, когда физические данные уравниваются, некоторые из них не в состоянии во время прохождения дистанции на фоне большого утомления без ошибок выполнять умственную работу, необходимую для успешного достижения поставленной цели.
Так, данные статистики показывают, что только 10-15% спортсменов 11-12 лет, которые показывали хорошие результаты в начале занятий спортивной радиопеленгацией, остаются к юношескому и юниорскому возрасту в числе лучших, а к взрослому этот показатель уменьшается до 5%.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что проведение отбора в период набора в группу начальной подготовки, а также после первого года занятий не дает необходимого эффекта. Это значит, что спортивные результаты и данные контрольных тестов не могут быть главными и тем более единственными критериями отбора. Главным же моментом для зачисления юного спортсмена в секцию с нашей точки зрения является его желание заниматься этим видом спорта, и чем оно больше, тем больше шансов на успех. Не последнюю роль играет и интуиция тренера.
Ведущими волевыми качествами спортсмена, занимающего СРП, можно считать самостоятельность, инициативность, выдержку, так как все задачи, которые стоят перед спортсменами, как в техническом, так и тактическом отношении, выполняются ими в одиночку и спортивная борьба на трассе проходит заочно. Поэтому очень важно во время отбора как можно больше узнать о ребятах, заложены ли в их характере качества потенциального бойца. Например, с большим вниманием следует относиться к ученикам, которые живут далеко от места занятий и вынуждены много времени тратить на дорогу. Преодолевая первую трудность, они делают первый шаг к своей будущей победе. Проверяя трудолюбие новичков, нельзя предлагать им такие упражнения, которые по нагрузке окажутся чрезмерными. Очень важно помнить, что психологические возможности новичков могут быть усовершенствованы в ходе многолетней тренировки, поэтому нужно искать не только готовые, сформировавшиеся черты характера, но и задатки их. Совершенно очевидно, что особенности психики каждого ребенка, так же, как и особенности его физического развития и уровня технико-тактической подготовленности, могут принести положительный эффект при различном сочетании отдельных качеств и способностей. Так, одни спортсмены добиваются успехов, главным образом, в результате своего трудолюбия и устойчивости интересов, другие – благодаря решительности и активности в тренировках и соревнованиях.
В процессе набора необходимо учитывать состояние здоровья новичков, так как в спортивной радиопеленгации нагрузки отчасти соизмеримы с нагрузками бегунов на средние и длинные дистанции. Тренеру после набора детей необходимо посетить медпункт школы, в которой был произведен набор, и взять выписку о состоянии их здоровья.
Вторым этапом медицинского обследования является посещение юными спортсменами врачебно-физкультурного диспансера, и только после этого можно сделать окончательный вывод о состоянии здоровья ребенка и определить, может ли он заниматься спортивной радиопеленгацией.
Набор в секцию (кружок) по спортивной радиопеленгации. Проведение первых тренировочных занятий
Набор лучше всего начинать в сентябре, после первой — второй учебной недели, когда дети после летних каникул уже втянутся в учебу. Преимущество осеннего набора перед весенним заключается в том, что дети после первых тренировочных занятий остаются в поле зрения тренера.
Существует несколько методов набора в спортивную секцию: объявление в прессе, по радио, телевидению и другие средства агитации. Но, как показал опыт, самым лучшим методом является непосредственное посещение уроков физкультуры в общеобразовательных школах. Следует отметить, что хорошие отношения с учителем физкультуры в дальнейшем положительно повлияют на весь процесс подготовки юных спортсменов.
Во время посещения урока физкультуры, после построения детей, тренер коротко рассказывает, в чем заключается сущность спортивной радиопеленгации, сопровождая рассказ показом пеленгатора и радиопередатчика. Затем просит, чтобы ему (тренеру) завязали глаза и кто-нибудь отошел с радиопередатчиком в любую точку спортивного зала или школьного стадиона, в зависимости от того, где проходит урок. Тренер проводит показательный слепой поиск, тем самым наглядно демонстрируя сущность данного вида спорта. Если учитель физкультуры выделит время, то можно дать возможность нескольким ученикам отыскать РП с завязанными глазами. При этом тренер должен контролировать его действия (установка оптимальной громкости, правильность расположения пеленгатора и др.).
Если набор производился среди школьников, которые учатся с утра, то им первая встреча назначается сразу же после окончания уроков или через некоторое время, чтобы они успели пообедать и переодеться. Если набор производился среди учащихся второй смены, то им первая встреча назначается на следующий день с утра.
Лучшим местом первой встречи с учениками является школьный стадион, а при его отсутствии вход в школу.
Хорошо, если около школы имеется хотя бы небольшой лесной массив, где можно провести первое занятие. Если же рядом со школой леса нет, то тренер с учениками добирается до места на городском транспорте ли пешком. Важным моментом является то, что первая встреча назначается именно около школы: дети скорее придут в знакомое место, чем в незнакомое.
Располагаться лучше всего на поляне. Дети строятся в одну шеренгу. Тренер объясняет принцип определения направления на РП «по максимуму»: ‒ где наибольшая громкость сигнала, в той стороне и находится РП. Для начинающих спортсменов это лучше делать на диапазоне 144 МГц. Затем устанавливается РП в 15-ти метрах от детей. Он должен быть хорошо виден. Ребята разбиваются на несколько групп. Каждой группе выдается включенный настроенный пеленгатор с оптимальным уровнем громкости. Дети в каждой группе поочередно пробуют определить направление (пеленг) на РП «по максимуму», убеждаясь в том, что если пеленгатор отводить в сторону от РП, то сигнал ослабевает. Тренеру необходимо следить за правильностью положения пеленгатора.
После того как все проделают данное упражнение, приступают к следующему. Им предлагается поочередно закрыть глаза, несколько раз повернуться вокруг своей оси и, не открывая глаз, определить максимум сигнала, после чего их открыть и самостоятельно сверить правильность определения направления, так как РП виден.
Затем РП прячут в лесу, недалеко от поляны, и юный спортсмен в сопровождении тренера пытается обнаружить его. Тренер при этом объясняет необходимость уменьшения уровня громкости и маховых движений пеленгатором.
Хочется отметить, что это первое занятие. В дальнейшем ребята будут выполнять специальные упражнения по установке громкости, настройке на частоту РП, включению пеленгатора и т.п., но это будет в дальнейшем, а сейчас, на первой тренировке, им необходимо дать возможность попробовать отыскать радиопередатчик. Надо постараться, чтобы ребята заинтересовались СРП после первого занятия и на второе не только пришли сами, но и привели с собой друзей.
По окончании занятия дети в сопровождении тренера добираются до постоянного места их будущих тренировок, куда они должны будут прибыть в следующий раз. Тренер записывает необходимые анкетные данные, объявляет расписание занятий и отпускает домой.
На начальном этапе подготовки тренеру необходимо как можно больше узнать о жизни ребенка, его интересах, учебе в школе, поведении в семье и на улице. Нужно обязательно встретиться с родителями, рассказать им о спортивной радиопеленгации, секции, в которой их ребенку предстоит тренироваться. Как правило, после таких бесед с родителями тренер в их лице получает хорошего союзника.
В процессе набора и в период начальной подготовки необходимо проводить комплексные испытания-тесты характеризующие:
а) уровень развития физических качеств:
— для определения быстроты – бег 30-60 м;
— для определения выносливости – бег на 300-600 м;
— для определения скоростно-силовых качеств – прыжки в длину с места;
б) уровень специальной технической подготовленности:
— настройка пеленгатора на сигнал РП при известной частоте;
— измерение компасом и нанесение на карту пеленга;
— скорость обнаружения непрерывно работающего РП с расстояния до 200 ‒ 250 метров.
Все контрольные тесты необходимо рассматривать как исходные данные, изменение которых должно быть учтено в дальнейшем, при построении тренировочного процесса с юными спортсменами.
ЛИТЕРАТУРА
- Волков В.М., Филин В.П. Спортивный отбор. – М., ФиС, 1983. – 176с.
- Голубничий В.С. Почему люди ходят? – М., Молодая гвардия, 181.
– 176 с.
- Гречихин А.И. Соревнования «Охота на лис». – М., ДОСААФ,
- – 175 с.
- Гречихин А.И. Спортивная радиопеленгация в вопросах и ответах. – М.: ДОСААФ, 1985. – 176 с.
- Зеленский К.Г. Характеристика соревновательной деятельности в спортивной радиопеленгации // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях. Сборник научных трудов по материалам Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 55-летию ФФК СГУ. – Ставрополь, Изд-во СГУ, 2002. с. 207-209.
- Зеленский К.Г. Спортивная радиопеленгация: на пути к мастерству. – Ставрополь. Комитет Ставропольского края по физической культуре и спорту, 2002. 90 с.
- Олимпийский резерв / Белокопытова Ж.А., Бунин А.Я., Волков Л.В. и др. Под ред. Л.В. Волкова. – Киев: Здоров’я, 1982. – 160 с.
- Попов В.Б., Суслов Ф.П., Ливадо Е.И. Юный легкоатлет: Пособие для тренеров ДЮСШ. – М.: ФиС, 1984. – 224 с.
- Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. – М.: ФиС, 1980. – 255 с.
- Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта: Учеб. пособие для институтов и техникумов физ. культ. – М.: ФиС, 1987. — 128 с.